Школу можно пропустить, а съёмки — нет
Молодой омский режиссер рассказывает о себе, современном кино и о своем будущем.
Тарчанин Михаил Акимов в 15 лет снял художественный филь - «Теплые трубы, серый кот». Фильм рассказывает о тяжелой судьбе девушки по прозвищу Муська. Первые эпизоды короткометражки были отсняты в конце февраля этого года, а последние - в начале апреля. Сегодня молодой человек рассказал о себе, современном кино и планах на будущее.
- Миша, расскажи про себя, где родился, живешь и учишься?
- Я родился в маленьком сибирском городке под названием Тара, в котором я сейчас живу, учусь и занимаюсь любимым делом. Более 10 лет я занимаюсь творчеством, принимаю участие в театральных постановках, мероприятиях района и области, участвую в конкурсах и фестивалях, пробую себя в роли режиссера.
Я никогда не был чопорным, я считаю что это мешает развитию таланта, но всегда придерживаюсь правил. Мне никогда не нравилось фланировать, в любое свободное время я стараюсь воплотить свои идеи, а не просто бездельничать.
- Расскажи о своей семье?
- Я родился и вырос в семье, где была целая династия учителей. Все они хотят, чтобы я уделял больше внимания науке и образованию, а не искусству. В моей семье нет творческих людей, но все они стараются поддерживать меня в моих начинаниях.
- Тебе 15 лет, а ты уже режиссер… Откуда такая любовь к кино?
- Любовь к театру и кино у меня существует с раннего детства. Когда я был маленький, мне нравилось наблюдать за актерами на сцене. Я прибегал домой и пытался повторить то, что увидел. Именно тогда я понял, что это мое предназначение! Спустя несколько лет, когда я начал посещать театральную студию, я почувствовал, что мне нравится быть не только актером, но и режиссером и интерпретатором сценария. Я понял, что как актер, я не смогу полностью передать свои чувства и эмоции зрителям, не смогу передать свое мировоззрение, не смогу полностью раскрыться. Именно этими качествами должен обладать режиссер. Мне нравится быть режиссером, потому что театр и кино - это другой мир, которым ты управляешь сам. Именно поэтому на площадке ты можешь реализовать любые свои задумки и идеи; все зависит от твоего желания. Как режиссеру, мне нравится полностью погружаться в новый мир и проживать его по-своему. Площадка, на которой работает творческая команда, - это место, где ты живешь по-новому, не задумываясь о своих проблемах, и времени у тебя на это точно не будет, так как творческая работа - это трудоемкий процесс.
- «Теплые трубы, серый кот - это твой первый опыт или ты уже снимал фильмы?
- «Теплые трубы, Серый кот» - это мой первый фильм. Однако за моей спиной насчитывается немало театральных постановок и праздничных мероприятий. Многие из моих спектаклей заняли призовые места на Всероссийских фестивалях и конкурсах. Одна из моих любимых работ - это Новогодний спектакль "Лев, Колдунья и Волшебный шкаф" по кинофильму «Хроники Нарнии». В данном спектакле я воплотил множество задумок - с театром теней, кукольным театром, реалистичными костюмами и, конечно же, завораживающей магией шкафа.
- Как пришла идея снять фильм?
- Идея создания фильма возникла у меня после приезда кастинг-директора из Москвы Юлии Мариной. Она проводила отбор в новый проект Жоры Крыжовникова, и я увидел, сколько ребят в Тарском районе заинтересованы и горят желанием сняться в кино. Тут я и решил сделать что-то своё. Пусть это будет не настолько масштабно, но главным для нас станет опыт, который мы получим в ходе работы. После появления идеи я все обдумал и связался со своим знакомым Виталием Любым, продюсером из Волгограда. Вместе с ним мы начали искать материал для съёмок. Я предложил пьесу Евгении Юсуповой «Тёплые трубы. Серый кот», которую мы утвердили. Затем начался очень быстрый темп работы: создание сценария, кастинг, пробы, выбор локаций, регулярные встречи, съёмки, монтаж, озвучка. Всё это мы должны были успеть до начала мая.
- О чем фильм и почему именно эта история тебя заинтересовала?
- В фильме повествуется о жизни подростка по прозвищу «Муська». Жизнь Муськи всегда была горькой, но после трагедии на пожаре она окончательно потеряла смысл. Девочка ведет бродячий образ жизни, пытаясь вспомнить детство и найти край той пропасти, в которую ушли ее близкие. В фильме много сюжетных линий, о которых можно говорить вечно. Меня заинтересовала эта история, потому что она максимально приближена к реальности. Показывается серый мир, в котором живут подростки, рассказывается о их жизненных проблемах. Фильм открывает истинные проблемы молодых людей, которые скрыты в сердцах. Я решил не придавать сказочный финал, оставив его открытым, что заставляет зрителей задумываться над сюжетом еще больше.
- А что ты сам думаешь про проблематику фильма?
- К счастью, эта история зашла мимо меня стороной. Но мне довелось общаться с ребятами, которые оказались затронуты проблемой, затронутой в фильме. Проблема фильма заключается в актуальности всех сюжетных линий в настоящее время, и о том, что нужно знать, обсуждать и говорить.
- Долго готовился к съемкам? Как подбирал актеров?
- Темп работы был очень быстрый. Если честно, время пролетело очень быстро, но есть моменты, которые останутся в памяти надолго. Работали быстро, так как по сюжету время действия происходит весной. Пары месяцев было недостаточно, но мы справились, и на монтажный период остался целый месяц.
- Не было ощущения, что тебе или партнерам не хватало опыта?
- Этот проект мы создали, чтобы приобрести опыт. Чтобы создать идеальное произведение, над ним можно работать вечно! Ведь каждый раз тебе хочется добавить что-то новое, а что-то убрать. Я считаю, что для первого раза получилось достаточно хорошо.
- Съемка фильма – дорогое удовольствие. У вашей команды есть спонсоры?
- Съемка фильма - безусловно дорогое удовольствие, но у нашей команды есть продюсер, благодаря которому появился бюджет. Бюджет был минимальный, поэтому от некоторых задумок пришлось отказаться.
- Тогда как вы справляетесь с ограниченным бюджетом и доступными ресурсами при создании своих фильмов?
- Хочется выделить, что остались еще люди, которые готовы помогать бескорыстно. Именно на этом построена наша команда, мы работали на энтузиазме, самое главное что мы получили от этого незаменимый опыт и конечно же удовольствие.
- Что интересного было на съмках?
- Каждый съемочный день был уникален по-своему! Общение с коллегами приносило много интересных моментов, а в процессе съемок мы завели новых друзей и укрепили дружеские связи. Особенно запомнилась сцена, которую мы снимали ночью: атмосфера была неповторимой благодаря тусклому свету фонарей, луне и костру. Также стоит отметить командировку в город Омск, где мы провели небольшие съемки на железной дороге.
- Какие сцены были наиболее трудными для тебя или партнеров?
- Были разные сложности: мы снимали даже при сильнейшем морозе, и трудно было говорить, потому что челюсть онемевала. Мы снимали даже, когда шел дождь. Помимо погодных условий, у нас возникали и технические трудности: нам приходилось перезаписывать звук для того, чтобы он звучал лучше, а также мы снимали с первого дубля, так как батарея камеры быстро разряжалась на морозе.
- Расскажи про свою команду, которая помогла тебе осуществить такой амбициозный проект?
- Я не могу не выразить свою благодарность творческой команде, которая работала над фильмом. Эти люди - профессионалы своего дела! В нашей команде были люди из разных стран. Я особенно признателен нашему потрясающему сценаристу и драматургу Евгении Юсуповой из Португалии, чья пьеса поразила меня. Благодаря Виталию Любому, продюсеру, я получил поддержку и уверенность в успехе нашего проекта, благодаря ему мы получили прокатное удостоверение на фильм. Дмитрий Юшкевич, оператор нашей команды, отдал нам больше времени, чем своей семье и работе. Композитор и звукорежиссер тоже заслуживают благодарности за то, что понимали желания режиссера и реализовали их идеально. Кроме того, благодарность заслуживают актеры, которые передали зрителям мои эмоции и ощущения.
- Как ты подбирал команду и актеров?
- Для нашего города мы провели очень большой кастинг. В первый день из восьмидесяти трех ребят мы отобрали всего 35, а во второй определили восемь актеров, которые пойдут дальше с нами. Мы не искали профессиональных актеров, детей которые посещают творческие кружки и студии. Мы искали типаж, который нужен нам для съемок, и мы нашли его! Создатели фильма - это люди, с которыми я давно знаком и чьи работы разжигают пламя внутри меня. Из искр всех создателей получился большой костер, который будет гореть еще долго!
- Чему ты научился на съемках?
- Любой проект - это ценный опыт! В данном проекте я получил опыт дистанционной работы с продюсером и сценаристом. Вместе мы принимали все решения, включая кастинг, во время которого они подключались в прямом эфире. Мы также вместе просматривали видео с пробами. Кроме того, я научился работать с документами, что оказалось непростым делом!
- На каких экранах показывали фильм?
- Пока что мы показываем фильм только на уровне области, но уже в ближайшее время, как только мы закончим оформление прокатного удостоверения, я уверен что мы покажем фильм во многих городах России.
Также фильм можно будет увидеть на интернат платформах, уже сейчас есть карточки фильма на КиноПоиске и more TV.
- Реакция зрителей-как они реагировали?
- Эмоции у зрителей при выходе из кинозала разные: кого-то эта история обошла стороной, а кого-то затронула лично или близкий круг друзей. Я не скажу, что каждый понял то, что мы старались донести до зрителей, и далеко не каждый понял саму идею сюжета. Но у каждого свое мировоззрение, и нужно искать то, что ближе к тебе. Из отзывов мы можем понять, что есть люди, которые прочувствовали все на себе. Именно поэтому мы считаем, что наша работа не была проделана зря.
- Какие фильмы и режиссеры являются твоими главными источниками вдохновения?
- В первую очередь, главным источником вдохновения является театр, в котором, можно сказать, я вырос. Своим кумиром, я считаю Константина Рехтина, режиссера Омского Государственного Северного драматического театра имени М.А. Ульянова, моего педагога-наставника. На половину мой режиссерский стержень построен на его спектаклях. Также, мне очень нравятся работы актера и режиссера Вячеслава Гришечкина.
- Расскажи о том, каким будет твой следующий фильм?
- В будущем я бы хотел выбрать проект, который значительно отличается от текущего. Например, какую-то интересную советскую историю.
- Какие темы и идеи вы хотели бы осветить в своих будущих фильмах?
- В моих планах также затронуть важные для подростков и детей темы. В моем предстоящем проекте, я планирую говорить о том, что значит мечта для ребенка.
- Как вы смотрите на будущее карьеры в киноиндустрии и какие планы у вас на ближайшие годы?
В самые ближайшие планы у меня входит поступление в Театральный колледж, где я смогу полностью раскрыть себя и не ограничивать себя в творческом плане. За время обучения в колледже я буду стараться изучить профессию как можно глубже. А в дальнейшем планирую поступать в институт на специальность режиссер.
- А съемки не мешают учебе? Кстати, как учишься и какой любимый предмет?
- Для реализации моих творческих проектов, порой приходилось жертвовать учебой. Ведь творческий процесс требует большого внимания и полного погружения в него, без этого ничего не получится.
Приходилось наверстывать упущенный материал, когда мои одноклассники отдыхали. Но, не смотря на небольшие пробелы в знаниях, я сдал все выпускные экзамены (ОГЭ) на отметку хорошо.
Я считаю, что впечатления о предмете складываются непосредственно от учителя. Для меня нет любимых или не любимых предметов, есть предметы, которые я знаю больше, есть учителя, которых мне нравится слушать.
- Не могу не спросить про творческие планы?
- Я участвовал во многих театральных постановках на больших сценах, но в больших кинопроектах актерского опыта у меня не было. Сыграть роль в проекте известного режиссера - это одна большая мечта. Я не желаю останавливаться на достигнутом, а развиваться дальше в своем направлении.
- Какие книги читаешь?
- Сейчас общество предпочитает виртуальное общение живому. В библиотеке я не частый гость, так как больше пользуюсь электронными книгами. Но если книга производит на меня впечатление, то я ее могу купить, чтобы потом перечитывать.
У меня есть любимая книга - это роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Я считаю, что проблематика данного произведения актуальна и по сей день. «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…». Слова Воланда, над которыми стоит задуматься.
- А музыку какую слушаешь?
- Я слушаю музыку очень редко, но стараюсь не отставать от нашего времени, поэтому знаком с треками всех исполнителей. Моя деятельность тесно связана с миром музыки, поэтому важно знать, какую музыку предпочитает молодежь и какую музыку слушают наши родители. За время работы над фильмом я успел лично познакомиться с группой «Asper X», и их треки можно услышать в нашей короткометражке.
- Чем ты вообще увлекаешься?
- Творческий человек в своей жизни должен попробовать все! Именно поэтому я увлекался практически всем, чем возможно в нашем городе. Я посещал спортивные секции, футбол, волейбол, ходил в хореографическую студию, на уроки вокала, на кораблестроение, занимался резьбой по дереву, состою в волонтерской команде, пишу стихи, сценарии.
Для человека - нет ничего не возможного! Именно поэтому я планирую еще научиться играть на гитаре и фортепиано.
- Что значит для тебя счастье?
- Счастье - это когда ты нашел свое место в жизни и когда твои близкие рядом. А все остальное дело - времени!
- А ты счастливый человек?
- Я себя считаю счастливым человеком. Я нашел свое предназначение в жизни, в этом меня поддерживают мои близкие. Что еще нужно для полного счастья?
Фото: Михаил Акимов, Наталья Исупова
Сергей Михневич
Если у вас их еще нет, зарегистрируйтесь.