06.09.13

Омск – фантастический город!

Во всех кинотеатрах страны крутят фантастические фильмы: «Тихоокеанский рубеж», «Элизиум», «После нашей эры», «Обливион», «Возмездие», «Перси Джексон и Море чудовищ». Режиссёры стали снимать множество фантастических фильмов. Неужели сегодня фантастика столь популярна?

Фантастическая киноиндустрия взяла новый курс. С производства чертей и ведьм она дошла до дроидов, годзилл. Затем освоила направление «киберпанк», где жизнь людей подчинена информационным технологиям и сочетается с глубоким упадком или радикальными переменами в социальном устройстве. По данным известного канала «Subscribe» и аналитического ресурса «Око Планеты», равнение на фантастику идёт давно, и к 2013 году эта тенденция стала весьма заметна. Фильмы типа «Звёздных войн» и сериала «Стартрек» сейчас производятся легко - благодаря компьютерной графике, декорациям, костюмам. Массовки не требуется, потому что людей, монстров, роботов или космические корабли можно размножить в программе, а затем грамотно смонтировать. А вот готовящийся к выходу новый фильм Фёдора Бондарчука «Сталинград» по затратам превосходит любой фантастический блокбастер. Локации в нём настоящие, а людей почти не множили. Как признаётся в одном из интервью Бондарчук, мимика у каждого человека оригинальна, и создать её искусственно - значит обмануть зрителя.

- В Омске, Евгения, тоже пишут фантастику? – спрашиваю я у Евгении Лифантьевой, омской писательницы-фантаста, выпустившей роман фэнтези «Орк-лекарь» в издательстве «ЭКСМО».

– Не удивляюсь, – пожимает она плечами, – люди делают то, что умеют и неплохо зарабатывают на этом.

Евгения Ивановна представляет группу фантастов на ресурсе «Омск Ру-лит». Оказывается, у нас водятся настоящие фантасты, издающиеся не за свой счёт: Алексей Токарев, Наталья Бульба, Владимир Журавлёв, Леся Орбак, Антон Перунов, Роман Терехов, Елена Ковалевская и другие писатели, получившие предложения от ведущих издательств страны.

– В Омске пишут фантастику всех видов: от традиционной научной фантастики до авторской сказки, от городской мистики до киберпанка! – объявляет Евгения гордо. – Чистое фэнтези пишет Елена Ковалевская. Это роман «Клирик», хотя есть и романтический авантюрный – «Записки средневековой домохозяйки». Dark Fantasy встретится у Леси Орбак, альтернативная история – у Романа Терехова, вампирами и зомби балуется Антон Перунов, а в постапокалиптическом жанре он работает вместе с Лёшей Мегедем. Потом Евгений Щукин – автор неформатного романа «Тропинкой человека». В общем, полный спектр возможного и невозможного. За Урал ехать не обязательно и за границу тоже, главное, творить интересно и качественно. Но из Омска всё-таки уехали в Москву: фантаст Елена Мурашева, Эдуард Катлас издал там роман «Две башни», по сценарию тарского писателя Сергея Кириенко сняли сериал «Хиромант». Кстати, он переехал тоже в столицу. Причём было так: роман издавать не стали, а предложили переделать в сценарий. Иногда происходят очень даже хорошие метаморфозы!

- А кто в Омске пишет в жанрах кибер- и стимпанка?

- У Игоря Федоровского встречаются рассказы с элементами киберпанка. Сергей Косов издал книгу «Хозяин», в неё вошло несколько рассказов этого жанра. У многих авторов Омска встречается киберстилистика, так скажем. А вот «стим» почти не представлен, в Омске не пишут про цивилизации, в совершенстве освоившие механику и технологии паровых машин. Как правило, стимпанк подразумевает альтернативный вариант развития человечества с выраженной общей стилизацией под какую-нибудь эпоху.

Евгения Иванова Лифантьева - человек незамкнутый, как могут подумать про этих чудаков-фантастов. Работает она верстальщицей и корреспонденткой коммунистической газеты «Красный путь». С коллегами-фантастами видится часто – они вместе ходят на пикники, встречаются в кафе, организовывают походы.

А ещё был в Омске клуб любителей фантастики (КЛФ) под названием «Алькор». О нём и его участниках, продвигавших фантастику в массы, рассказал Андрей Михайлович Коломиец, обозреватель газеты «Омская правда». За дружеской чашкой чая мы встретились в одном из омских кафе.

- В 1983 году при областной юношеской библиотеке был создан КЛФ «Алькор». Его появлению способствовала директор библиотеки Лидия Васильевна Щербакова. Первым председателем клуба стал начинающий омский писатель Дмитрий Войцик. Вначале в составе «Алькора» собрались заметные личности: Екатерина Маркова (ныне заведующая читальным залом библиотеки), Евгений Новицкий, Борис Нартов, Сергей Павлов-младший. Но в 1984-м вышло постановление ЦК КПСС, посвящённое неформальным объединениям молодёжи, - вспоминает Андрей. – В рамках этого документах по всей стране были фактически уничтожены большинство КЛФ и КСП. Войцик умер в больнице от инфаркта, приступ случился прямо на крыльце библиотеки после визита в омское управление КГБ. Ему было всего 30 лет.

Клуб закрылся в 1984-м, но через год его возродил Марат Фаукатович Исангазин, тогда работавший в калачинской районной газете «Сибиряк».

- В 1987-м Марат ездил по стране и фиксировал, как закрывались КЛФ в 1984-м, - продолжает Андрей. – Марату Исангазину удалось девять раз стать победителем викторины журнала «Уральский следопыт», он пользовался авторитетом среди «фэнов» (любителей фантастики) всей страны.

Вторым председателем «Алькора» стал по рекомендации Исангазина Александр Пулинович, который не слишком хорошо разбирался в фантастике, но обладал неплохими организаторскими способностями. Его дочь Ярослава Пулинович в наше время стала довольно популярным драматургом в России. Долгое время единственным фестивалем любителей фантастики была свердловская «Аэлита», которую организовывал «Уральский следопыт». В 1987-м году шестеро членов «Алькора» приехали туда, до этого на «Аэлитах» бывал только Марат Исангазин. Павел Поляков, Андрей Коломиец, Николай Горнов, Сергей Павлов, Алексей Токарев впоследствии побывали на многих конвентах и стали известны большинству фэнов СССР.

Одним из крупных проектов «Алькора» стало «Великое кольцо» - всесоюзное анкетирование любителей фантастики. Эксперты из разных КЛФ присылали в «Алькор» экспертные списки, на базе которых формировалась анкета. Потом анкеты распространялись по всей стране, заполнялись фэнами и отсылались в Омск. Согласно выставленным оценкам определялись лучшие произведения того или иного года в разных номинациях. «Великое кольцо» не только выявляло лучшие произведения фантастики, но и служило надёжной путеводной звездой для многих фэнов.

Кроме того, «Алькор» совместно с областной юношеской библиотекой организовал выпуск библиографических указателей. Первым стал указатель «Фантастика на страницах «Литературной газеты», который подготовил Павел Поляков. Вторым - «Стругацкие в калейдоскопе критики», в котором были собраны статьи о творчестве братьев Стругацких. Третьим стал указатель «Фантастика на страницах журналов «Химия и жизнь» и «Техника и наука», библиографию к последнему подготовил Андрей Новиков из Риги. Венцом деятельности «Алькора» стало издание полного собрания сочинений нехудожественных произведений Стругацких с 1958 по 1985-ее года в пяти томах. Все эти издания Андрей Коломиец распространял на конвентах, рассылал по заявкам наложенным платежом по СССР и за границу.

В 1988-м году при ЦК ВЛКСМ во главе с известным космонавтом Георгием Гречкой был создан Всесоюзный совет КЛФ, его членом был избран третий председатель «Алькора» Марат Фаукатович Исангазин. Спустя два года членом совета вместо него избрали Андрея Коломийца, сменившего его на посту председателя «Алькора». Свою лепту в развитие клуба внесли заведующая методическим отделом библиотеки Серафима Захаровна Голубь и члены «Алькора» Игорь Зубцов, Михаил и Елена Мурашёвы, Марк Карпович, Максим Степанчук, Александр Дульнев и Валерий Кононов.

В 1990-м году по итогам «Великого кольца» впервые были изготовлены призы для победителей, деньги на них перечислили десятки омичей, а Первомайский райком ВЛКСМ добавил недостающие средства. Их изготовили на агрегатном заводе им. Куйбышева. Призы были вручены лауреатам на «Аэлите-90». Кроме этого фестиваля в стране стали проводиться другие конвенты, на которые съезжались фэны со всего СССР.

- На одном из конвентов я встретил свою будущую супругу Елену, которая была членом горьковского КЛФ «Параллакс», - признался Андрей Михайлович.

- Почему омский клуб назвали «Алькором»?

- Алькор, - улыбается Андрей, – звезда в созвездии Большой медведицы, только люди со стопроцентным зрением способны её видеть. В арабское войско лучниками брали только тех, которые её видели. Так и с фантастикой: понимаешь – значит, наш.

- Странное выходит дело с этими любителями фантастики, - замечаю я, - одни любят её, а другие – нет.

- Исследователь фантастики Анатолий Фёдорович Бритиков, в начале 70-х издавший книгу «Русский советский научно-фантастический роман», - продолжает Андрей, – поделился со мной своей версией. Ещё на заре времён, в эпоху первобытнообщинного стада, произошло деление на любителей фантастики и нелюбителей. Большинство мужчин племени вставали с восходом солнца и уходили добывать пищу, а меньшинство – ложились спать утром, потому что всю ночь следили за огнём и охраняли племя. Вот потомки этого меньшинства и стали любителями фантастики, их, как и предков, отличает повышенное чувство ответственности за судьбу цивилизации.

На дипломе Андрея Коломийца под названием «Мифо-философская система мира в фантастике братьев Стругацких» стоит автограф Аркадия Натановича Стругацкого. А в октябре 1991-го Андрей был на его похоронах, где познакомился с зятем А. Стругацкого – Егором Тимуровичем Гайдаром, имя которого вскоре узнала вся страна благодаря «шоковой терапии».

- Почему пропала былая популярность КЛФ? – напоследок уточняю я.

- В 1992-м в одной из статей в журнале «Фантакрим-мега» критик из Саратова Роман Арбитман написал об опасной тенденции: «хомо легенс» (человек читающий) постепенно превращается в «хомо люденс» (человек играющий). Большинство КЛФ выродились в ролевые клубы, а новая постсоветская реальность предполагала, что у человека почти не будет свободного времени. Понимаю, - иронизирует Андрей, – гасить монстров на компе или обыгрывать сюжет мастера, махая оружием, легче, чем читать книгу.

Фантастика из моды не выйдет, быть может, меньше станет читающих её людей, но спроси Андрея Михайловича, четвертого председателя «Алькора», он назовёт столько интересных имён, которых читают и чтят до сих пор любители фантастики.


Мы в Яндекс Дзен
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите [CTRL] + [ENTER], Спасибо.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
22.04.24
Причина – в стране наблюдается значительный рост уровня закредитованности населения. Подробнее...
22.04.24
В городе можно найти квартиры стоимостью до 1 млн рублей. Подробнее...

Добавить комментарий

Для того, чтобы оставить свой комментарий, войдите на сайт под своими логином и паролем.
Если у вас их еще нет, зарегистрируйтесь.
В информационных публикациях использованы фотографии Андрея Кудрявцева, Кирилла Бакинского, Сергея Бруна(Шехерева),
Матвея Милютина.