05.12.19

Абсурд в любви и семье: спектакль Пятого театра «Лысая певица и что-то ещё»

Абсурд в любви и семье: спектакль Пятого театра «Лысая певица и что-то ещё»

Омский Пятый театр выпустил премьерный спектакль «Лысая певица и что-то ещё», режиссёр-постановщик которого — Дмитрий Лимбос из Москвы. Оценив эту работу, можно сказать кратко и так: театру удалось создать нечто одновременно спорное, весёлое, странное и необычное.

Постановка композиционно составлена так: в первом действии — сама пьеса Эжена Ионеску «Лысая певица» без последней сцены. Во втором — тоже его пьеса «Этюд на четверых». «Певица» - это про семью. «Этюд» - это про только ещё любовь и ухаживания. Почему-то именно обратная последовательность. Но ведь именно Ионеску — признанный классик абсурда и, видимо, абсурд проявляется и в этом.

Напомню, в Омске пьесы Ионеску ставились как минимум уже трижды: та же «Лысая певица» - единожды, в «драме», а «Носороги» - в том же Пятом и любительском театре ОмГУ «Поиск». Всё это было либо в конце 80-х, либо в 90-х. Ну а сейчас, когда жизнь в Омске в целом стала весьма и весьма абсурдной, произведения этого мастера прямо просятся здесь снова на сцену. Всё логично. Вот и взяли Лимбос, худрук театра Никита Гриншпун, который по сути всегда был склонен к экспериментам, и актёры, причём именно молодые, которые здесь относительно недавно, именно материал Ионеску. Таким образом «Этюд на четверых» - третья его пьеса, которую увидел омский зритель. Неплохое разнообразие.  

Не видела версию «ЛП» в театре драмы в 80-90-х и не могу судить, насколько это большое отличие от нынешней версии Пятого. Но предположу: немалое. Наверное, некий дух именно нашего времени сюда внесён. Уже «вшиванием» в ткань спектакля двукратного обращения героини спектакля — служанки и одновременно по сути рассказчицы — к зрителям о том, что нужно выключить сотовые телефоны, чтобы не мешать остальным. Да и в целом... Актёры выглядят всё же как люди XXI века, не XX. Чем-то. Неуловимо.

Но абсурд есть абсурд и здесь он тоже, конечно, есть, как был ещё в замысле у драматурга. Тем ироничнее, что в спектакле Пятого играют три актёра из постановки «Человек из Подольска» об одной ночи из жизни полицейского участка. Это очаровательная Виктория Величко, элегантный и манерный в своём образе мистера Смита Егор Лябакин и вычурный и явно напряжённый Вячеслав Болдырев в роли гостя-пожарного. Пожарного, который мается без работы, нужной отчётности, который просто голодно рыскает по городу в поисках возгораний. А если не находит — просит хотя бы немножко что-нибудь поджечь.

Так вот в «Человеке из Подольска» прямо-таки забавнейше обыгрывается та же тема абсурда. Этакий постмодернизм. С шутками, прибаутками, криками «Любишь абсурд? Любишь?!» Для... даже большей связности и широкого контекста советую посмотреть в Пятом и эту российскую пьесу, если ещё не смотрели.

Материал Ионеску молодые актёры театра в целом сыграли вычурно: это касается и таких героев, как пара Смитов (Лябакин и Величко), и таких, как их гости Мартины (Анна Сотникова и Станислав Ляшенко). Смиты так и вовсе почти всё время на сцене с растянутыми улыбками, неестественными голосами и неестественно весёлые. И всё же стилистически в общем это получается логично и уместно. Одновременно весело и тревожно — вот такая атмосфера в первом действии, которое всё посвящено визиту к Смитам Мартинов, ну и... пожарного.

первое.jpg

Цитата
- Добросовестный врач умирает вместе с больным, если оба они не выздоравливают. Капитан корабля вместе с кораблем гибнет в волнах. Если тонет корабль, он не может остаться в живых.
- Нельзя больного сравнивать с кораблем. 
- Почему это? У кораблей тоже бывают свои болезни. Да и доктор твой здоров, как линкор, тем более он должен был погибнуть вместе с больным, как врач со своим кораблем. 
- Ах, я и не подумала... Ты, наверное, прав. Ну и какой же ты отсюда делаешь вывод? 
- Что все врачи шарлатаны. И все больные тоже. Только флот у нас в Англии честен.

Что касается второго действия, то там... ожидание сразу тремя мужчинами одной и той же Прекрасной Дамы (а её играет та же Фёдорова) тоже более чем комично. Полудраки (чем-то даже похожие на комедийные салунные потасовки в вестернах), полутанцы - пластики и движения намного больше, текста не намного меньше, конфликт очевиден, при этом ещё и почему-то ассоциации с Беккетом. и Александром Блоком. Собственно, и мужчины здесь - те же актёры из второго действия, Лябакин, Ляшенко и Болдырев.

второе.jpg

Только вот безумие в самом финале при долгожданной встрече с дамой - совсем не блоковское, да и общение мужчин-соперников с ней в начале встречи - частично как какой-то конвейер.

Потому — как уже сказано спорно, но необычно. И искушённому зрителю (либо даже любителю фирменно абсурдных миниатюр у «Уральских пельменей») должно понравиться.

Текст: Анфиса Пушкина
Фото: Анна Шестакова (Министерство культуры Омской области)

Мы в Яндекс Дзен
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите [CTRL] + [ENTER], Спасибо.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
24.04.24
Во время мероприятия можно будет проголосовать за благоустройство территорий. Подробнее...
24.04.24
Далее специалисты планируют провести еще три обработки до октября. Подробнее...

Добавить комментарий

Для того, чтобы оставить свой комментарий, войдите на сайт под своими логином и паролем.
Если у вас их еще нет, зарегистрируйтесь.
В информационных публикациях использованы фотографии Андрея Кудрявцева, Кирилла Бакинского, Сергея Бруна(Шехерева),
Матвея Милютина.