
В Госдуме рассказали, как будет работать «закон о контроле за детьми мигрантов»
По словам депутата Константина Затулина, главное назначение документа, который касается всех иностранцев, — организация межведомственного взаимодействия.
В России законопроект, известный в СМИ как «о контроле за детьми мигрантов», который Госдума планирует обсудить в ближайшем будущем, не касается контроля и будет распространяться на детей всех иностранных граждан вне зависимости от целей их визита в страну и оснований для пребывания. Об этом в понедельник, 9 июня, сообщил первый заместитель думского Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин. В интервью с законодателем обсудим, как будет функционировать эта инициатива и какие проблемы она призвана решить.
«Рутинный акт»
— Константин Федорович, предложенный законопроект СМИ уже успели назвать «законопроектом о контроле за детьми мигрантов». Насколько корректна такая формулировка?
— Давайте расставим точки над i. Этот законопроект нельзя ни в коем случае называть «законопроектом о контроле за детьми мигрантов». Как минимум, если мы не хотим, чтобы где-нибудь в соседних с нами странах СНГ разработали законопроект «о контроле за детьми российских граждан». Нужно очень внимательно следить за терминологией в подобных случаях. Прежде всего отмечу, что речь в законопроекте идет не о мигрантах, а об иностранцах, часть которых, безусловно, является трудовыми мигрантами, а часть — просто гражданами других государств, пребывающими в нашей стране с разными целями. Для работы в дипломатических представительствах или посольствах, например.
— Как будет работать предложенная система?
— По сути это достаточно рутинный ведомственный акт, принять который нас попросило МВД. Потому что выяснилось, что правоохранительные органы без соответствующего закона не могут требовать от учреждений образования информацию о фактическом положении вещей с учебой иностранцев в наших школах. То есть мы, депутатский корпус, были свидетелями разговора, в котором два ведомства расписались в том, что они на своем уровне в рамках межведомственного взаимодействия не могут передавать друг другу информацию. Таким образом получается, что это во многом формальный законопроект, цель которого — налаживание межведомственного взаимодействия. Но никак не «контроль за детьми мигрантов».
«Дать всю полноту картины»
— Какие реальные существующие проблемы позволит решить этот законопроект?
— Ну, во-первых, это улучшит статистический учет, сделает его более всеобъемлющим и точным. А во-вторых, конечно, это позволит оперативнее и эффективнее реагировать на разного рода инциденты для их урегулирования. То есть МВД будет владеть полной картиной: учится вот этот ребенок или не учится, что он вообще делает, что делают его родители. Возвращаясь к началу, этот законопроект направлен на налаживание обмена информацией для того, чтобы все ведомства понимали реальное положение вещей.
— Как еще, на ваш взгляд, могут измениться нормы и правила для детей иностранцев в российских школах?
— На мой взгляд, мы все же не должны идти по пути одних лишь запретов. Это заведомо проигрышный путь. Кроме того, напомню, что наш президент Владимир Владимирович Путин сформулировал свои поручения в рамках Совета по русскому языку, из которых следует, что мы сами должны создавать возможности для тех, кто его не знает, но хочет узнать, это сделать. Поэтому да, тестировать, безусловно, можно. Но вот учить русскому языку — именно учить — должна все же как раз школа.
По материалам «Парламентской газеты»
Если у вас их еще нет, зарегистрируйтесь.