17.01.20

Общественная палата обсудила выбросы в воздух Омска

Общественная палата обсудила выбросы в воздух Омска

Участники разговора обозначили проблему, а чиновники рассказали, что пытаются сделать.

Областная Общественная палата накануне провела круглый стол об экологической ситуации в Омске и недавних выбросах в воздух.  7-8 января в городе зафиксировали значительное превышение сероуглерода и этилбензола. Областное управление МЧС рекомендовало гражданам не открывать окна и не выходить на улицу. 
Член палаты, преподаватель СибАДИ Анатолий Соловьёв рассказал:
- В этом году 7-8 января наблюдалось чуть ли не по всем округам города повышенное содержание хлороводорода и других достаточно вредных веществ. У нас Всероссийское общество охраны природы имеет два передвижных прибора и один находится на 4-й Поселковой. Анализ с него автоматически передаётся в Минприроды РФ, и действительно в ночь с 7 на 8 января мне звонили как председателю комиссии: «Дышать нечем, что делать?» МЧС сказало не ходить на улицу и завесить окна мокрыми шторами или простынями. Надо искать причину, откуда всё это выходит.
 
Глава областного Минприроды Илья Лобов обьяснил: 
- Мы страдаем от всех прелестей инфраструктуры, которые получаем. У нас промышленный город, на его территории зарегистрировано 4 018 предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. 1/3 — объекты федерального значения, 2/3 — регионального. Федеральные предприятия — это 80% воздействия на среду. Наше министерство провело в прошлом году очень плотную работу по всем направлениям. Мониторинг - это общие наши полномочия с федерацией. Губернатор специально выделил ресурсы, чтобы был создан центр и работал в круглосуточном режиме. Естественно, оснащение данного центра мы стараемся усовершенствовать из года в год. В 2019 году передвижная лаборатория дооснащена хроматографом и реализуем комплекс мер, которые позволяют эффективно мониторить состояние воздуха. 
 
Но другой тон задала проректор ОмГУ Татьяна Смирнова,что ваш мониторинг — это всё здорово, а делать-то тогда что?
 
«Понимаете, мы обсуждаем 40 минут проблему мониторинга. А у нас тема была — экологическая ситуация. Но мониторинг — это градусник. Им не лечат болезнь. Мы можем ещё 10 лабораторий завести, но на экологической ситуации это вообще не отразится. Поэтому вопрос: мы какие лекарства для лечения этой болезни имеем и какая у нас программа лечения больного? Которая предусматривает что-то кроме мониторинга. Сейчас рассказали, что промониторили, передали в контролирующие органы, те ничего не сделали, и всё. У нас уже и население знает, как вести себя в этой ситуации, мы в школах рассказываем,что делать, когда этот выброс произошёл, в поликлиниках какая-то информация. Но мы вообще людей как-то спасаем?», - возмутилась она. 
 
А вдобавок высказалась и общественница Татьяна Нагибина: 
- Есть мелкие котельные. Если посмотреть, утром от них летят ошметки неизвестно чего, того, что они там жгут: резину, шины и не знаю, что ещё. Почему их нельзя проверить? Есть ведь ещё автомобильные выбросы. Почему не начать так, как в Иркутской области, там просто проводят замеры машин на вредность их выбросов, там по 30 «грязных» автомобилей ловят в городе каждый день. Почему теряются наши письма про это? Минприроды их отправляет непонятно куда, ГИБДД потом отвечает, что ничего не получало. Что вообще происходит? И что делается для газификации домов в районе Оми, например, где у нас частный сектор?», - спросила она. 
 
Представитель областной прокуратуры Дмитрий Леонов ответил, что в тяжёлых случаях прокуратура решает начать проверку в течение суток: 
 — В частности по ароматическим веществам превышение было зафиксировано 9-10 числа. Мы документы о проведении проверки быстро согласовали. Но обратите внимание, что начало проведения проверки Росприроднадзора — это 14-е число. Возникает вопрос оперативности и где те результаты, которые были получены? Мы не знаем конкретный источник. 
 
В ответ на упрёки в неоперативности и неповоротливости, доводы представительницы Росприроднадзора Ольги Гарильченко звучали откровенно неубедительно. 
 
А министр Илья Лобов привёл положительный пример:
— В 2019 году были случаи санкций за выбросы. Некое крупное предприятие, там сложилось вообще всё. От жалобы, до  оперативного реагирования, мониторинг, проверка на самом предприятии, установление нарушений, в итоге — солидные штрафы. 
 
Интересное было высказывание от члена палаты и главного дирижёра Омского академического симфонического оркестра Дмитрия Васильева: 
 — Мы много говорим о мониторинге, всё это необходимо, нужно, чтобы понимать ситуацию, но видим, что для выявления источника мониторинг нам совершенно не помогает. И тогда возникает вопрос: а только ли мониторинг может выявить источник загрязнения? Может, стоит нанять квалифицированную бригаду следователей, которые нашли бы преступника? Или как делалось раньше: «За поимку такого-то объявляется награда». Давайте искать разные способы, премия миллион рублей за информацию о загрязнителе. И мне кажется, это будет в разы эффективнее и дешевле мониторинга. 
 
На это председатель палаты Лидия Герасимова ответила, что инициатива услышана. 
Резолюции на таких заседаниях палата не выносит, всё закончилось обменом мнениями и заверениями от представителей ведомств.  

Фото: А. Катаев

Мы в Яндекс Дзен
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите [CTRL] + [ENTER], Спасибо.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
25.04.24
Село Васисс в Тарском районе пострадало от паводка. Подробнее...
24.04.24
Во время мероприятия можно будет проголосовать за благоустройство территорий. Подробнее...

Добавить комментарий

Для того, чтобы оставить свой комментарий, войдите на сайт под своими логином и паролем.
Если у вас их еще нет, зарегистрируйтесь.
В информационных публикациях использованы фотографии Андрея Кудрявцева, Кирилла Бакинского, Сергея Бруна(Шехерева),
Матвея Милютина.