
Нефтяной шок: кто может закрыть Ормузский пролив
Сенатор Джабаров рассказал, по кому больше всего ударит перекрытие важнейшего морского узла.
Парламент Ирана считает необходимым закрыть Ормузский пролив, через который проходит почти четверть всей мировой нефти и нефтепродуктов, а также более трети всего мирового сжиженного природного газа. Однако окончательное решение должно быть одобрено Советом национальной безопасности Ирана. Если Тегеран все же не решится на такой шаг, в регионе существуют другие силы, способные перекрыть пролив. Об этом заявил первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров, подводя политические итоги недели.
Смотрим на Иран, думаем о хуситах
— Владимир Михайлович, после американских ударов по иранским объектам в ночь с 21 на 22 июня в Тегеране заявили о готовности закрыть Ормузский пролив, что, в свою очередь, по словам экспертов, грозит миру «нефтяным шоком» из-за резкого скачка цен на топливо. Как считаете, по кому это прежде всего ударит и способен ли Тегеран пойти на такой шаг в сложившихся обстоятельствах?
— Ормузский пролив — это маршрут для 20-25 процентов всех мировых нефтегазовых поставок. В основном это поставки в Европу и Китай.
Меньше от этого зависят в США, а на России перекрытие пролива практически не скажется.
При этом, думаю, пока иранцы не пойдут на перекрытие пролива. Между тем не только они могут это осуществить — есть хуситы, которые обладают всем необходимым для такого шага. Подобное развитие событий вполне возможно.
— Попытается ли иранская оппозиция воспользоваться моментом и устроить госпереворот в Иране?
— Когда в конце 1970-х годов в Иране свергали шаха, для этого была почва — потому что политика, проводимая правителем, была аморальна для мусульманской страны. Сейчас ситуация в Иране другая — за последние десятилетия там выстроена система образования и воспитания, которая четко доносит молодым людям, кто враг ислама, кто друг, как себя надо вести и т. д. Там выросло уже не одно поколение людей, которые знают, что Иран — их родина, которую надо защищать, а западные страны во главе с США — их враги, от которых надо защищаться. Поэтому совершить госпереворот, на мой взгляд, в республике вряд ли удастся.
— В начале ирано-израильского конфликта были убиты несколько руководителей Ирана высокого уровня. Могут ли враги Ирана пойти на ликвидацию духовного лидера страны аятоллы Хаменеи?
— Не думаю, что его ликвидация сможет подкосить иранскую власть. Хаменеи, которому, к слову, уже 86 лет, — один из двенадцати аятолл, которые избирают лидера. И так или иначе через какое-то время в Иране будет избран новый верховный аятолла. Поэтому уничтожение Хаменеи, чья безопасность, уверен, обеспечивается на самом высоком уровне, может скорее привести к консолидации сил внутри страны, чем к расколу.
Главный довод в переговорах Москвы и Киева
— По сообщениям западных СМИ, союзники Украины на фоне предстоящего саммита НАТО в Гааге выражают опасение, что Вашингтон может бросить Киев. Как считаете, это может произойти на фоне ближневосточных событий?
— Действительно, ирано-израильский конфликт оказывает здесь существенное влияние. В украинских пабликах уже сильно переживают по этому поводу и считают, что американцы уже прекратили поставки Киеву.
В свою очередь, Европа не сможет оказывать ему помощь, как прежде, из-за истощения своих военных запасов. Отсюда — успехи нашей армии по всем фронтам СВО.
Думаю, для Украины наступают тяжелые времена — сегодня мы уже наблюдаем перемещение ресурсов Вашингтона с киевского направления на Ближний Восток.
— На ПМЭФ-2025 Владимир Путин заявил, что считает русский и украинский народы одним целым и что «в этом смысле — вся Украина наша». Можно ли считать это прямым призывом к российским войскам идти вперед в зоне СВО?
— Конечно же, нет. Знаете, каждое заявление нашего президента, тем более по украинскому вопросу, — выверенное и глубокое по смыслу. Кто-то, может, и скажет, что слова «вся Украина наша» — это мечты. Но мечты иногда становятся планами, а планы реализуются (улыбается). Моя субъективная оценка: даже если что-то и останется после СВО от Украины, это должна быть другая страна, власти которой однозначно видят в России только друга и соседа.
— В МИД России заявили, что российская делегация готова приехать в Стамбул для проведения третьего раунда переговоров с Украиной после 22 июня. Какой, на ваш взгляд, будет риторика следующего этапа переговоров России и Украины?
— Вначале, как мы помним, Киеву дали хорошего пинка из США, чтобы они вообще приступили к переговорам. И они были готовы только к обмену пленными и погибшими, и то с большим трудом. Пока что о мирном развитии ситуации они говорить не готовы. И то, что сейчас делают ВС России в зоне СВО, — самый главный довод для дальнейшего разговора Москвы и Киева.
Да, мы не требуем капитуляции киевского режима, но этого и не нужно, потому что капитуляция неизбежна.
Как неизбежен и уход нынешних украинских властей. И даже не просто уход, а уход в небытие — руководители киевского режима должны либо сесть за решетку надолго, либо сбежать за границу, чтобы прятаться там до конца жизни.
— Действующий руководитель МИ6 Ричард Мур объявил, что осенью уходит в отставку после пяти лет на посту. Ему на замену придет работавшая ранее в МИ5 Блез Метревели. С чем связана эта ротация и что ждать от новой руководительницы МИ6?
— Ротация эта похожа на плановую — Мур отработал пять лет, достаточный срок на этом посту. Не могу сказать ничего примечательного о г-же Метревели, но одно совершенно ясно: кто бы ни пришел к руководству в МИ6, ничего в британской разведке кардинально не поменяется.
Единственное, что сохранили от былого величия британцы, — мощные спецслужбы, которые суют свой нос во все мировые конфликты, особенно на Украине и на Ближнем Востоке.
Каждый раз они опираются на свою агентурную сеть, чтобы подрывать существующий в том или ином государстве политический строй. Так они пытаются извлечь для себя какие-то выгоды. А то, какими методами они действуют, позволяет говорить о том, что британские спецслужбы — преступные организации, которые работают над созданием все новых конфликтов в мире, чтобы в них погибали люди, работают над операциями по убийству тех или иных политиков.
По материалам «Парламентской газеты»
Если у вас их еще нет, зарегистрируйтесь.