30.05.19

Орлова: "Странно, когда город не замечает своих авторов"

Орлова:"Странно, когда город не замечает своих авторов"

Омская писательница и драматург Серафима Орлова рассказала «ПульсLive» о том, как рождаются хорошие произведения и как появился нашумевший омский спектакль «Про город». 

Серафима, где вы родились? Когда обнаружили в себе талант писателя? 

Я коренная омичка, закончила факультет филологии ОмГУ имени Достоевского. К писательству пришла в 10 классе, когда попала под машину и год пролежала в больнице. Тогда я прочла все книги, которые приносили близкие. Однажды учительница предложила написать сочинение на свободную тему, а у меня родилась первая глава повести. Так и начала писать. 

Я знаю, что вы из творческой семьи, решили пойти по стопам? 

Да, у меня театральная семья: бабушка и дедушка – актеры, мама – тоже, а сестра – театральный художник. Но я еще в 4 года решила, что не пойду по этой стезе. Просто насмотрелась на оборотную сторону этой жизни. Как-то маме 4 месяца не платили зарплату. Помню, в то лето у нас уродились кабачки, благодаря им мы и выжили. Это сложная профессия, на алтарь которой нужно положить всего себя. 

10.jpg

Когда поняли, что хотите заниматься драматургией? 

В 2012 году я написала небольшую повесть и попала с ней на литературный семинар Союза писателей Москвы. Там мне сказали, что я создала не прозу, а скорее пьесу, и предложили попробовать себя в драматургии. С 2013 года я участвовала в драматургических конкурсах, где-то побеждала, где-то – нет. Первая моя пьеса стала победителем на конкурсе «В поисках новой пьесы». Я прошла в финал, потом была даже читка в Москве. 

Всего у меня около 8 драматических произведений, почти все в публичном доступе, только последняя пьеса «Про город» - нет, но ее постановку можно посмотреть в «Пятом театре». 

В каком состоянии легче писать – в спокойном или когда бурлят эмоции? 

Я считаю, что хорошие пьесы рождаются из больших предательств, а глубокая проза - от большой тоски. Неважно, предал ли ты или тебя – это всегда что-то сильное. У меня это обычно связано с личными отношениями, либо уходом с работы. Драматургия долго копится в голове, в душе. А после просто выплескивается! А прозаик – человек с «устойчивой попой», который каждое утро садится за стол и пишет, вытаскивает, что у него внутри варится. 

2.jpg

Значит писатель должен быть грустным? 

Нет, нужен толчок. Это может быть и позитивное, светлое чувство: сильная любовь, удача, радость. Просто это происходит в нашей жизни реже, чаще мы садимся за перо из-за негативных потрясений. Даже наоборот, счастливый человек часто ничего не хочет делать. Хотя у каждого этот «тумблер» срабатывает по-своему.  

Легко ли омским авторам куда-то пробиться? 

Любой путь сложен. Главное, нужно входить в профессиональную среду. Автор, который не читает своих современников, не интересуется их работами и вообще сидит на месте - ничего не добьется. Необходимо участвовать в литературных конкурсах, ездить на фестивали. Тогда ваше имя прозвучит и вас заметят издатели. 

Конечно, автора сначала будут критиковать, учить, без этого не обойтись. Но рано или поздно он найдет своего читателя. У меня так и вышло: конкурсы, конкурсы, победа, победа, раз – и книжка. У нас в городе, на самом деле, много талантливых ребят: музыкантов, поэтов, даже драматургов, у всех есть шанс. Главное – не лениться. 

7.jpg

Почему омские театры не часто заказывают "своим" драматургам пьесы? 

Да, странно, когда театральный город не замечает своих авторов. Сейчас современные драматурги театру не нужны: хватает мертвых. Живым, во-первых, надо платить. Во-вторых, они проблемные, потому что пишут про сегодняшний день. А эта тема, которую в традиционном театре предпочитают избегать. Публика во многом тоже традиционная, берегут ее восприятие. Кроме того, театры не могут жить без государственных дотаций, и никому не хочется кусать кормящую руку. Не дай бог мы, драматурги, что-то не так скажем, возьмем да и раскритикуем власть – это страшно. Но есть храбрые театры, которые хотят чего-то нового. У нас в городе они тоже есть. 

Мешает ли вам самокритика? 

Да, 90% моих идей из-за неуверенности не доходят до бумаги. Хорошему автору часто неловко за то, что он пишет - не стыдно только графоманам. Пару дней замысел тебе нравится, а потом - отправляется в корзину. Мы сами себе – жесткие критики. Поэтому, когда начинаешь писать, лучше не перечитывать свой труд раньше, чем будет написано слово «Конец». 

Людям с высокой самокритикой, вставая утром и открывая Word, стоит напечатать: «Я пишу бред». А потом писать все, что хотели, успокоившись тем, что это бред. Самое трудное такому автору – позволить себе писать плохо. Сказать: «Вот сегодня я обнаглею, буду изливать всякие гадости и просто оторвусь». Если подойти к процессу с такой позиции, то может получиться хороший черновик. Или вы хотя бы поймете, куда двигаться. 

про город.jpg

Расскажите о своем последнем спектакле «Про город». Как его приняла публика? 

«Пятый театр» предложил мне написать пьесу об Омске. Это, кстати, первый раз, когда моя работа ставится на профессиональной сцене, до этого только на любительской. Но текст к ней создавался в сотворчестве с режиссёром, художественным руководителем театра и всей труппой. Мы попробовали раскрыть подсознание города, включили в спектакль известные мифы об Омске, шутки и мемы, где-то возразили им, а где-то поддержали. Многим может показаться, что мы ругаем город и просто смеемся над ним, но это не так. Именно из-за любви и беспокойства за будущее Омска мы и создали пьесу «Про город». 

Серафима, у вас есть хобби? 

На самом деле мне всегда было стыдно, что у меня нет никакого хобби: все время занимало писательство. Но с недавних пор стала заставлять себя отдыхать - смотрю ролики в YouTube, играю в компьютерные игры. Даже почувствовала себя настоящим подростком, обнаружила в этом много интересного. К тому же молодое поколение изъясняется на своем языке. 

8.jpg

Планируете ли уезжать из Омска? 

Я хочу уехать, чтобы учиться. Если бы в Омске было качественное образование в сфере кино, лично мне уезжать бы не пришлось. После обучения рассчитываю вернуться обратно. Омск интересен с точки зрения реализации проектов. Если не вернуться совсем, то хотя бы приезжать надолго.

Автор: Павел Мерлис
Фото: из личного архива Серафимы Орловой

Мы в Яндекс Дзен
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите [CTRL] + [ENTER], Спасибо.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
23.04.24
Вода прибывает, в случае подтопления домов жильцы должны эвакуироваться Подробнее...
23.04.24
Областные соревнования по спортивной аэробике состоятся 26 апреля в спорткомплексе «Юность». Подробнее...

Добавить комментарий

Для того, чтобы оставить свой комментарий, войдите на сайт под своими логином и паролем.
Если у вас их еще нет, зарегистрируйтесь.
В информационных публикациях использованы фотографии Андрея Кудрявцева, Кирилла Бакинского, Сергея Бруна(Шехерева),
Матвея Милютина.